Экономика и финансы Экономика и финансы
Финансовая аналитика, теория и практика
Движение финансовых средств
МЕНЮ
Главная
Актуальные темы финансов
Финансовая аналитика
Теория финансов
Финансовый рынок
Финансы предприятий
Страхование
Обратная связь
Карта сайта
ПАРТНЕРЫ

Строительство дорог в Украине и автоперевозки

Вопросы строительства дорог и развития сети грузовых автоперевозок следует рассматривать в качестве важной составляющей развития автомобильного транспорта — одной из главных транспортных отраслей экономики страны. Автомобильный транспорт, к которому в широком смысле мы относим соответствующие инфраструктуру и подвижной состав, - это сектор экономики, призванный удовлетворять потребности хозяйства и населения в автотранспортных услугах, способствуя тем самым развитию транспортно-экономических связей государства и повышению качества жизни его граждан. Главным условием функционирования автомобильного транспорта является наличие подвижного состава (средств перевозки грузов и пассажиров; по классификации ГАТС, это автодорожный транспорт) и автомобильных дорог, обеспечивающих осуществление перевозок. В соответствии с Законом Украины "Об автомобильных дорогах", автомобильная дорога — это линейный комплекс инженерных сооружений, предназначенный для непрерывного, безопасного и удобного движения транспортных средств. Автомобильные дороги подразделяются на автомобильные дороги общего пользования; улицы и дороги городов и других населенных пунктов; ведомственные (технологические) автомобильные дороги; автомобильные дороги на частных территориях.

Автомобильные дороги общего пользования являются составляющей Единой транспортной системы Украины (ЕТСУ) и удовлетворяют потребности общества в автомобильных пассажирских и грузовых перевозках. Они находятся в государственной собственности и не подлежат приватизации. Вместе с тем, как отмечено в упомянутом Законе, автомобильные дороги общего пользования, которые в связи с расширением границ территорий городов становятся частью их улично-дорожной сети, могут безвозмездно передаваться в коммунальную собственность по решению Кабинета Министров Украины. Все автомобильные дороги общего пользования подразделяются на автомобильные дороги государственного и местного значения. В свою очередь, первые из них подразделяются на международные, национальные и региональные, а вторые - на территориальные, областные и районные. Развитие сети автомобильных дорог общего пользования имеет для государства приоритетное значение. По территории Украины проходят три международных (Критские № 3 (Берлин — Вроцлав — Львов — Киев), № 5 (Триест — Любляна — Будапешт — Львов) и № 9 (Хельсинки — Санкт-Петербург — Минск — Киев — Кишинев — Димитровград)) и четыре национальных (ЧЭС, Европа — Азия, Балтийское море — Черное море, Евроазиатский) транспортных коридора. Наличие на территории нашего государства МТК обязывает его транспортный комплекс работать в слаженном, синхронном режиме, с тщательным соблюдением графиков работы и доставки грузов к месту назначения. Используемые на этой сети техника, технологии, организация, нормативно-правовое обеспечение должны отвечать европейским требованиям. Конечно, это возможно только при надлежащем финансовом обеспечении функционирования сети автомобильных дорог.

Источники и объемы финансирования строительства, реконструкции, ремонта и содержания автомобильных дорог общего пользования определяются согласно Законам Украины "О Государственном бюджете Украины" на соответствующий год, "Об источниках финансирования дорожного хозяйства Украины", "О налоге с владельцев транспортных средств и других самоходных машин и механизмов", "О концессиях на строительство и эксплуатацию автомобильных дорог", а также с другими нормативно-правовыми актами. Упомянутый Закон Украины "Об автомобильных дорогах" требует, чтобы денежные средства в первую очередь направлялись на развитие национальной сети международных автомобильных дорог; сохранение и развитие автомобильных дорог, обеспечивающих транспортную связь сельских населенных пунктов; обеспечение безопасности движения и экологического состояния дорог; ремонт и реконструкцию мостов и путепроводов; ремонт проезжей части улиц и дорог городов и других населенных пунктов, совмещающихся с автомобильными дорогами общего пользования государственного значения и входящих в ЕТСУ; строительство дорог на обходах городов и других населенных пунктов.

Объемы финансирования дорожного комплекса, которые, как правило, определяются экономическими возможностями государства, непосредственно влияют на качество автомобильных дорог, а поэтому — также на качество обслуживания потребностей в перевозках, на расходы, связанные с функционированием дорожного хозяйства. Таким образом, поддержание автомобильных дорог на высоком качественном уровне и их активное развитие способствуют удешевлению перевозок, снижению доли транспортных издержек в себестоимости продукции, оживлению экономического роста, повышению конкурентоспособности дорожной сети, от которой, в свою очередь, зависят рост объемов транзитных перевозок, развитие автотуризма, укрепление обороноспособности и экономической безопасности государства.

Следует отметить, что с 1990 г. протяженность автомобильных дорог общего пользования в Украине выросла лишь на 1,3 тыс. км (или на 0,8%). Внимание было сосредоточено на увеличении доли дорог с твердым покрытием: за это время их протяженность увеличилась на 8 тыс. км, а удельный вес достиг 97,7% (против 93,7% в начале анализируемого периода). При этом на 14 км (или на 5,4%) выросла плотность этих дорог и составляет 274 км на 1000 км кв. территории. На сегодня 3,9 тыс. км дорог общего назначения остаются без твердого покрытия (грунтовыми).

Статистические данные свидетельствуют, что в постсоветский период объемы ввода в эксплуатацию автомобильных дорог с твердым покрытием общего пользования значительно сократились (см. табл. 2). Особенно обострилась эта проблема в последние годы. После 2000 г. ни одного километра таких дорог не введено в эксплуатацию в АР Крым и в Винницкой области. В Житомирской области соответствующий показатель составляет 4 км, в Закарпатской — 6, в Донецкой и Тернопольской - 9 км. Больше всего автомобильных дорог с твердым покрытием введено в эксплуатацию в Черкасской (72 км), Одесской (63 км) и Черниговской (61 км) областях.

Аналогичная ситуация сложилась и с вводом в эксплуатацию автомобильных дорог с твердым покрытием внутрихозяйственного значения предприятиями и организациями всех форм собственности. Если в среднем по Украине в 1981—1985 гг. за год было введено 3267 км таких дорог, в 1986— 1990 гг. - 4925 км, в 1991-1995 гг. - 5808 км, то уже в 1996-2000 гг. - 668 км, в 2001—2005 гг. — 92,4 км, в 2006 г. — всего 22 км. Ни одного километра дороги не введено после 1995 г. в АР Крым и Черновицкой области, после 2000 г. — в Закарпатской, Ивано-Франковской и Харьковской областях, лишь по 1 км — в Днепропетровской и Донецкой, 2 км — в Сумской, 3 км — в Ривненской и 5 км в Запорожской. Больше всего после 2000 г. введено в эксплуатацию дорог указанного класса в Хмельницкой (200 км) и Винницкой (79 км) областях.

Расчеты доказывают, что сегодня в Украине средневзвешенная категорийность автомобильных дорог общего пользования составляет 3,71, в том числе государственного значения — 2,32, а местного — 3,91. В течение последних четырех лет в целом по стране этот показатель практически оставался неизменным, по дорогам государственного значения — снизился лишь на 0,03 процентного пункта, а местного — даже повысился на 0,03 процентного пункта.

Улучшить общую характеристику автодорожного хозяйства Украины возможно двумя способами — ремонтируя существующие дороги или развивая новые. Рассматривая первую альтернативу, важно принять во внимание, что большинство старых автомагистралей проходят через населенные пункты и имеют плохие транспортные развязки. Иначе говоря, ремонт автодорог не всегда может привести к желаемому результату, поэтому более приемлемым следует считать строительство новых дорог с ориентацией на долгосрочную перспективу. Но для этого нужны значительные капитальные вложения, которых в Украине в последнее время не хватает (при этом следует учитывать, что сегодня строительство 1 км дороги первой категории обходится в среднем почти в 1 млн. дол.)5.

Только за первое десятилетие самостоятельного развития Украинского государства (1991—2000 гг.) капитальные вложения в основной капитал автомобильного транспорта (вместе с дорожным хозяйством) уменьшились с 268,6 млн. грн. в среднем за год в 1991—1995 гг. (по фактическим ценам, сложившимся в строительстве в 1996 г.) до 81 млн. грн. в 2000 г. (или в 3,3 раза) (с 2001 г. статистика перешла на классификацию по видам деятельности, где объединен городской и автодорожный транспорт).

Сегодня автомобильным транспортом государственной формы собственности перевозится лишь каждая двадцатая тонна грузов, и в дальнейшем эта доля будет сокращаться. Уже теперь практически все автопредприятия являются частными. По нашему мнению, эти особенности организации грузовых перевозок и полное вытеснение из них государственного сектора экономики необходимо принимать во внимание при определении источников финансирования дорожного строительства и обслуживания дорог общего назначения. Такие издержки должны покрываться за счет фирм, осуществляющих эксплуатацию дорог (формы их привлечения к соответствующему финансированию следует строить на мировом опыте и закреплять в национальном законодательстве).

Автомобильный транспорт постепенно восстанавливает свои утраченные позиции и в пассажирских перевозках, причем при практически полном вытеснении из них автотранспорта государственной формы собственности.

© Экономика и финансы. Все права защищены. Цитирование материалов возможно лишь с указанием активной ссылки