Экономика и финансы Экономика и финансы
Финансовая аналитика, теория и практика
Движение финансовых средств
МЕНЮ
Главная
Актуальные темы финансов
Финансовая аналитика
Теория финансов
Финансовый рынок
Финансы предприятий
Страхование
Региональная экономика
ПАРТНЕРЫ

Ракетно-космический комплекс Украины на мировом рынке

На сегодняшний день космической деятельностью в той или иной мере занимаются все ведущие государства мира, а также некоторые развивающиеся страны. При этом следует иметь в виду, что диапазон участия в космической деятельности разных стран значителен - от использования отдельных каналов связи до решения широкого круга гражданских и военных задач. Но диверсифицированной космической деятельностью, охватывающей экономические, научные, военные и другие сферы, имеют возможность заниматься лишь некоторые государства - США, Россия, страны ЕС, а также в несколько меньшем диапазоне - Украина, Китай, Индия.

Освоение космического пространства не только предполагает значительные экономические выгоды, но и порождает проблемы и вопросы, аналогичные тем, с которыми сталкивалось человечество в процессе возникновения и развития новых отраслей и технологий. Главная особенность космической сферы и ее составляющих заключается в высоких темпах качественного развития и роста усилий разных субъектов космической деятельности по освоению и использованию космического пространства. Также существенна чрезвычайная сложность как самого объекта космической деятельности, так и сопровождающей ее инфраструктуры.

Основные проблемы развития ракетно-космического комплекса (РКК) Украины (под которым понимается взаимосвязанная сеть предприятий и инфраструктурных объектов, производящих продукцию и предоставляющих услуги для исследования и использования космоса в научной и прикладной деятельности человечества) являются не только внутренними, они лежат вне его пределов и определяются общим состоянием социально-экономического развития государства, развитием его инновационной системы. По сути, РКК - это современный островок среди вчерашней экономики, который мы вынуждены поддерживать с большим напряжением для себя, с таким финансовым обеспечением, которое ведет к его постепенной деградации. Кроме того, сегодняшняя экономика Украины не соответствует критериям технологически развитой страны, Так, в 2005 г. на группу высокотехнологичных отраслей экономики приходилось лишь 4,5% выпуска продукции, 6% занятых и 4% осуществленных инвестиций. А это означает, что РКК имеет очень ограниченную "подпитку" от существующих научно-технической и экономической сред.

Необходимо без эмоций разобраться с конкурентными преимуществами РКК Украины, чтобы не тешить себя иллюзиями, а главное - не расходовать впустую ограниченные ресурсы на их поддержку и развитие. Конкурентное преимущество и его реализация должны обеспечивать стране существенную экономическую выгоду. Но, скажем, кто считал, какую выгоду имеет Украина от космической отрасли, какой ценой для страны дается ее содержание, и является ли она локомотивом развития экономики государства?

Известно, что соотношение между воспроизводственным значением технических достижений, общественными потребностями и экономической эффективностью следует определять соотношением показателей наукоемкости и наукоотдачи. Именно с таких позиций необходимо оценивать эффективность так называемых "отечественных" наукоемких отраслей и производств (и в том числе - РКК).

Необходимо отметить, что в Украине проблемы экономики (и в том числе -внешнеэкономической деятельности) отечественного РКК фактически не исследуются. Есть по этому поводу несколько публикаций, но они носят общий характер и не раскрывают сущности экономической деятельности такой важной составляющей национальной экономики.

РКК Украины, в силу отсутствия соответствующего внутреннего рынка, обречен работать на мировом, причем работать эффективно, чтобы обеспечить собственное развитие и развитие высокотехнологичной сферы экономики страны. Необходимо четко понимать, что условия функционирования отечественного РКК полностью изменились: отсутствуют госзаказ, внутренний спрос, безлимитное финансирование и др. Есть один рынок - мировой, есть один путь - или приспособиться к нему, или ликвидировать РКК. Ясно, что РКК должен жить и эффективно функционировать. Но для этого следует определить: а) сегменты мирового рынка космической продукции и услуг, на которых Украина имеет или сможет получить существенные конкурентные преимущества; б) основные направления формирования и развития этих конкурентных преимуществ; в) начала, на которых должна формироваться новая модель внешнеэкономической деятельности РКК. Именно исследованию этих вопросов и посвящена наша статья.

Мировой рынок космической продукции и услуг динамично развивается, структурно преобразовывается в направлении прикладного и коммерческого использования космического пространства, а также соответствующих технологий. Прежде всего, изменяются приоритеты космической деятельности. Пересматриваются долгосрочные, не всегда экономически взвешенные и технологически обеспеченные, программы как военного, так и гражданского характера - на смену им приходят программы, рассчитанные на реальные эффекты. Это направление сопровождается расширением телекоммуникационного рынка, которое, в свою очередь, повлекло за собой увеличение спроса на ракеты-носители (РН), соответствующее наземное оборудование и спутники. Поскольку запуск спутника на орбиту является достаточно дорогим и рискованным делом, то компании стремятся застраховать весь процесс подготовки и функционирования космических систем, что служит импульсом к дальнейшему развитию рынка страхования космической деятельности. Значительное развитие получили исследования природных ресурсов и экологии Земли из космоса.

В конце прошлого века в передовых странах мира начался процесс трансфера космических технологий в другие отрасли, активизировалась коммерциализация этих технологий. Такие процессы начались и в Украине. Соответствующие инициативы Национального космического агентства Украины (НКАУ) поддержало руководство государства. В ст. 4 Закона Украины "О космической деятельности" (от 15 ноября 1996 г.) и в Указе Президента Украины "О мерах по использованию космических технологий для инновационного развития экономики государства" (от 6 февраля 2001 г.) отмечена безотлагательность работ по коммерциализации космических технологий. Потребность в ее углублении, а также в разработке конкурентоспособных технологий, которые бы обеспечили участие отечественных предприятий в международных проектах, подчеркнута в Указе Президента Украины "О мерах по дальнейшему развитию космической отрасли Украины" (от 10 июня 2005 г.). Этим аспектам будет уделять постоянное внимание недавно созданная Комиссия по вопросам космической деятельности при Президенте Украины, которую возглавляет Премьер-министр государства.

В 2008 г. объем мирового рынка космической продукции и услуг составил около 120 млрд. дол. и к 2012 г. может вырасти до 160-170 млрд. дол. Основными сегментами этого рынка являются рынок услуг спутниковой связи и навигации (около 95 млрд. дол.), рынок услуг дистанционного зондирования Земли (около 4,5 млрд. дол.), рынок транспортно-космических услуг (около 1,5 млрд. дол.), а также рынок государственных заказов со стороны ведущих космических стран (около 18-20 млрд. дол.).

Лидерами среди космических держав являются США (где бюджетное финансирование космических программ в 2006 г. достигло 16,45 млрд. дол.), государства ЕС (соответственно, 4 млрд. дол.), Япония (2,52 млрд. дол.), Китай (2 млрд. дол.), Россия (0,83 млрд. дол.) и Украина (10 млн. дол.). В 2007 г. Россия планирует повысить уровень бюджетного финансирования космической отрасли до 1,3 млрд. дол., а Украина - до 60 млн. дол. Львиная доля мирового рынка принадлежит США и государствам ЕС - свыше 90%, тогда как Украина занимает на нем лишь 0,08-0,1%.

Основными составляющими экспортного потенциала РКК Украины являются космическая продукция (РН, космические аппараты (КА) и т. д.), научно-технические разработки и некоторые виды технологий. В течение 2000-2006 гг. экспорт его продукции составил в среднем около 91 млн. дол. в год. В 2006 г. экспорт отечественного РКК достиг приблизительно 101 млн. дол.

Перспективным для предприятий РКК Украины является сегмент предоставления услуг по разработке и реализации космических программ для новых космических стран (Южной Кореи, Индонезии, Казахстана и др.). Анализ показывает наличие значительного спроса на такие услуги.

Для определения перспектив развития РКК Украины необходимо выявить его сильные и слабые аспекты, определить базовые предприятия отрасли и на их основе создать новые конкурентоспособные крупные интегрированные структуры путем объединения предприятий РКК не только для разработки проектов и программ НИОКР, но и для выхода комплекса на соответствующие рынки. А для этого необходимо использовать мировой опыт в сфере международного менеджмента и маркетинга. Важно понять, что сегодня менеджмент должен носить интеграционный характер, то есть его главная цель заключается в создании "русла", по которому должен "проходить" инновационный процесс, в создании целевой инновационной системы РКК. А для этого нужно соединить в одной "инновационной цепи" научно-технический поиск, опытно-конструкторские разработки, опытное производство, рыночное испытание продукта, корректировку опытных образцов продукции, промышленный выпуск и сбыт. Главное, что может скрепить эту "инновационную цепь", - это создание гибкой системы организации и регулирования инновационного процесса использования и приумножения знаний и профессиональных возможностей каждого работника.

Интеграционный характер менеджмента должен также проявляться в создании долговременных, стабильных международных кооперационных связей как необходимого условия налаживания плодотворного международного научно-технического и инвестиционного сотрудничества, формирования стратегических альянсов, ТНК.

Деятельность на мировом рынке космической продукции и услуг требует отведения маркетингу интеграционной роли, которая реализуется через гармонизацию отдельных маркетинговых действий и инструментов с целью обеспечения комплексности в процессе международной рыночной деятельности. Такой принцип базируется на понимании маркетинга как системы мер, эффективность которых зависит от того, насколько они интегрированы в единое целое и насколько эффективно координируется взаимосвязь между отдельными элементами международной маркетинговой программы предприятий РКК и других предприятий-смежников с учетом особенностей рынка.

© Экономика и финансы. Все права защищены. Цитирование материалов возможно лишь с указанием активной ссылки