Экономика и финансы Экономика и финансы
Финансовая аналитика, теория и практика
Движение финансовых средств
МЕНЮ
Главная
Актуальные темы финансов
Финансовая аналитика
Теория финансов
Финансовый рынок
Финансы предприятий
Страхование
Региональная экономика
ПАРТНЕРЫ

Эволюция региональной политики ЕС

Диспропорциональность вообще присуща любой развивающейся системе, и стремление достигнуть полной гармонии в рамках существующих иерархических связей нередко остается неосуществимым, сколько бы усилий к этому ни прилагалось. С другой стороны, абсолютное отсутствие регулирования может привести к полной дезинтеграции самой системы, что сводит на нет полученный в ходе интеграции синергетический эффект. Именно на почве "разумной достаточности" выстраивалась в послевоенное время региональная политика ЕС.

Римский Договор о европейских сообществах (1957 г.) наряду с многочисленными инициативами и определенными механизмами регулирования нес в своей основе также идею гармонизации регионального развития, которая предусматривала сбалансированный прогресс всех регионов Европейского сообщества, но прежде всего отстававших (less-favoured regions). Поскольку провозглашение идеи выравнивания (кстати, европейцы не очень любят это слово, считая его синонимом "нивелирования", то есть сдерживания самых успешных территорий и "подтягивания" депрессивных) не могло обойтись без введения реальных механизмов и инструментов регулирования, в 1958 г. в пределах тогдашнего интеграционного формирования был создан Европейский социальный фонд (ESF), уставную деятельность которого трудно переоценить: ведь благодаря ему миллионы европейцев прошли переобучение по новым профессиям, а следовательно, получили работу с более высокой заработной платой. На протяжении 50 лет фонд играл главную роль в реализации тендерной, молодежной и в определенной степени - образовательной и технологической политики.

Тем не менее наиболее конфликтным в Европейском сообществе той поры оставалось сельское хозяйство. "Винные войны" между Италией и Францией, проблемы сбыта при перепроизводстве говядины, сыров и дешевых цитрусовых, необходимость ввести квоты на вылов рыбы выявили немало глубоких противоречий в интеграционной группировке, а решения, принимавшиеся в Брюсселе, подчас приводили к дальнейшему упадку регионов, в частности тех, которые имели преимущественно аграрную специализацию. Уже в начале 60-х годов стало понятно, что без дальнейшего стимулирования сельского хозяйства и планирования выпуска аграрной продукции не обойтись. Эти и некоторые другие функции были возложены на Европейский фонд обеспечения и гарантий в сельском хозяйстве (EAGGE), созданный в 1962 г. Его роль, особенно Секции управления, в реализации структурной политики ЕС была довольно значительной, поскольку предусматривались применение финансовых механизмов в развитии аграрных территорий и помощь фермерам в наименее развитых регионах.

В 70-е годы в странах Европейского экономического сообщества (ЕЭС) выразительно проявился тот факт, что в интеграционной группировке существует немало и других проблемных регионов, в частности "старопромышленных", которые еще в начале XX ст. считались авангардными ввиду их промышленной специализации (черная металлургия, угольная промышленность и пр.), а в конце 60-х уже характеризовались устойчивой тенденцией к упадку. Эльзас и Лотарингия, за которые многие годы боролись Франция и Германия, стремительно скатывались в разряд депрессивных, так как применение в ЕС материалосберегающих технологий существенно уменьшало спрос на черные металлы, уголь, кокс и др. Идея поддержки регионов, "страдавших" от научно-технического прогресса, незамедлительно материализовалась: в 1975 г. был создан Европейский фонд регионального развития (ERDF), на который были возложены функции развития инфраструктуры регионов, стимулирования создания новых рабочих мест (эту функцию нередко критиковали из-за дублирования ее Европейским социальным фондом), поддержки проектов местного масштаба и т. п.

Единый Европейский акт (1986 г.) определил направления политики объединения (Cohesion Policy), которая до сих пор является приоритетной и предусматривает функционирование полиструктурной модели социально-экономического развития регионов ЕС. Уже в 1988 г. Совет ЕС в Брюсселе принимает решение об осуществлении операций по линии Фондов солидарности (нынешнее название - Структурные фонды), для чего бюджетом отводилось 68 млрд. экю.

Последнее десятилетие XX ст. характеризовалось дальнейшим совершенствованием политики регионального развития. В частности, по Договору об ЕС, более известному под названием "Маастрихтский" (1992 г.), был создан Фонд объединения (Cohesion Fund) для поддержки проектов в сфере транспортной системы и охраны окружающей среды, а уже Эдинбургский саммит (декабрь 1993 г.) Европейского Совета рекомендовал Европарламенту выделить на реализацию политики объединения 200 млрд. экю, что составляло треть всего бюджета ЕС. В том же году был создан так называемый Финансовый инструмент управления рыболовством (FIFG), роль которого для приморских территорий, специализировавшихся на производстве морепродуктов, трудно переоценить. В этот период получают поддержку многочисленные инициативы по евро-региональному сотрудничеству, развитию коммуникаций, обменов, профессиональному обучению и др., большая часть которых имела немаловажное значение для дальнейшего сближения регионов.

Средства, выделявшиеся в 90-е годы для регионов, были рекордными по объемам для ЕС, а потому логичным был и системный анализ результатов такого расширенного финансирования. Ученые-регионалисты из Лондонской школы экономики и политики, занимавшиеся проблемами конвергенции, пришли к выводу, что регионы в целом имели тенденцию к сближению. Скорость конвергенции впервые рассчитал английский исследователь А. Родригес-Посе; по его мнению, средний коэффициент региональной конвергенции в ЕС на протяжении 1977-1993 гг. составлял 1,2% в год. Наряду с этим, как показал анализ, восемь целей структурной политики (включая подцели), сформулированных для реализации основных идей регионального единства, были довольно обременительными для Структурных фондов Евросоюза, средства которых нередко распылялись. к тому же некоторые регионы, в частности пять регионов Греции, не только не проявили тенденцию к сближению, а напротив, уже в конце 90-х годов им стала присуща дивергенция к другим регионам ЕС. Это требовало новых подходов к регулированию региональных диспропорций на наднациональном, национальном и локальном уровнях.

© Экономика и финансы. Все права защищены. Цитирование материалов возможно лишь с указанием активной ссылки